Истории: Виктор Муравинский, оператор форвардера
В небольшом северном городе Онега Архангельской области у Белого моря расположен Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. Предприятие производит пиломатериалы и технологическую щепу из хвойных пород древесины. Основным этапом деревообрабатывающего производства является заготовка круглого леса, которой занимается филиал Онежского ЛДК по лесным ресурсам. В начале августа 2022 года мы отправились за 150 км от города Онеги в Нижмозерское участковое лесничество, чтобы посмотреть как ведется лесозаготовка.
Валку деревьев, удаление ветвей и раскряжёвку осуществляет многоцелевая машина – харвестер, о которой я писала в прошлом материале. А вот сбор и перевозку сваленных харвестером сортиментов осуществляет уникальная машина – форвардер. Эти гиганты всегда работают в паре и вместе составляют лесозаготовительный комплекс. Управляет форвардером в филиале Онежского ЛДК по лесным ресурсам Виктор Муравинский.
Виктор коренной онежанин, родился и вырос здесь, отучился в школе, после была служба в армии. Отдав долг Родине, Виктор вернулся в родной город и устроился в филиал Онежского ЛДК по лесным ресурсам - в то время Онега-лес – где и работает по сей день уже более 20 лет.
«Начинал я с самого малого – был огребщиком снега, сучкорубом был, чокеровщиком работал. Это когда специальным приспособлением чокером подцепляешь к трактору срубленные деревья-хлысты, которые потом вывозятся на специальную площадку. Позже уже стал трактористом на трелевке леса, экскаваторщиком даже работал. Потом уже прошел обучение и сел на форвардер», – вспоминает Виктор.
На вахту бригада заезжает на неделю. Суть работы форвардера проста. Туда, где харвестер напилил и оставил древесину, подъезжает форвардер захватывает манипулятором несколько бревен и погружает их себе в кузов для транспортировки к местам, куда могут проехать лесовозы. На месте выгрузки происходит обратный процесс- форвардер захватывает манипулятором бревна из кузова и перекладывает в лесовоз, если тот без гидроманипулятора.
Устроен форвардер тоже интересно. Что касается конструкции, то он имеют кабину оператора и двигатель, которые размещаются на передней полураме, а погрузочная платформа вместе со стойками располагается на задней полураме. Основное оборудование машины – это манипулятор-захватчик, который практически всегда размещен перед грузовой платформой на задней полураме, но на машине Виктора манипулятор с захватом размещен спереди. Сделано это для того, чтобы увеличить размер грузового отсека. Кабина с плавным выравниванием поворачивается на 290 градусов, обеспечивая 360градусный обзор рабочей площадки и манипулятора, что делает погрузку лесоматериалов более безопасной и эффективной. Скорость движения, которую способна развить эта машина на второй передаче, достигает 23 км/ч, что обеспечивает машине мобильность передвижения и на обыкновенной дороге, насколько это возможно при ее массе в 18 тонн и длине почти 10 метров.
Управляет техникой оператор при помощи кнопок и джойстика, все устроено очень технологично, в кабинет есть бортовой компьютер, кондиционер, защита от вибрации и шумов, а удобное кресло оператора делает его работу более комфортной.
«Я лес люблю с детства и работать в лесу мне нравится. А не нравилось бы и не работал, ведь правда?», – смеется Виктор. «На технике очень люблю работать, которая ездит. Вот работал на экскаваторе, не очень мне нравилось. А на форвардере нравится».
Виктор женат, у супругов трое детей – два сына и дочь. В свободное время Муравинские отдыхают здесь на родной Онежской земле. Ездят на озера, на Белое море.